Вложенные пространства имен
Мы уже упоминали, что пользовательские пространства имен могут быть вложенными. Такие пространства применяются для дальнейшего структурирования кода нашей библиотеки. Например:
// ---- primer.h ----
namespace cplusplus_primer {
// первое вложенное пространство имен:
// матричная часть библиотеки
namespace MatrixLib {
class matrix { /* ... */ };
const double pi = 3.1416;
matrix operators+ ( const matrix &ml, const matrix &m2 );
void inverse( matrix & );
// ...
}
// второе вложенное пространство имен:
// зоологическая часть библиотеки
namespace AnimalLib {
class ZooAnimal { /* ... */ };
class Bear : public ZooAnimal { /* ... */ };
class Raccoon : public Bear { /* ... */ };
// ...
}
}
Пространство имен cplusplus_primer содержит два вложенных: MatrixLib и AnimalLib.
cplusplus_primer предотвращает конфликт между именами из нашей библиотеки и именами из глобального пространства вызывающей программы. Вложенность позволяет делить библиотеку на части, в которых сгруппированы связанные друг с другом объявления и определения. MatrixLib содержит сущности, имеющие отношение к классу matrix, а AnimalLib– к классу ZooAnimal.
Объявление члена вложенного пространства скрыто в этом пространстве. Имя такого члена автоматически дополняется поставленными спереди именами самого внешнего и вложенного пространств.
Например, класс, объявленный во вложенном пространстве MatrixLib, имеет имя
cplusplus_primer::MatrixLib::matrix
а функция
cplusplus_primer::MatrixLib::inverse
Программа, использующая члены вложенного пространства cplusplus_primer::MatrixLib, выглядит так:
#include "primer.h"
// да, это ужасно...
// скоро мы рассмотрим механизмы, облегчающие
// использование членов пространств имен!
void func( cplusplus_primer::MatrixLib::matrix &m )
{
// ...
cplusplus_primer::MatrixLib::inverse( m );
return m;
}
Вложенное пространство имен является вложенной областью видимости внутри пространства, содержащего его. В процессе разрешения имен вложенные пространства ведут себя так же, как вложенные блоки. Когда некоторое имя употребляется в пространстве имен, поиск его объявление проводится во всех объемлющих пространствах. В следующем примере разрешение имени Type происходит в таком порядке: сначала ищем его в пространстве имен MatrixLib, затем в cplusplus_primer и наконец в глобальной области видимости:
typedef double Type;
namespace cplusplus_primer {
typedef int Type; // скрывает ::Type
namespace MatrixLib {
int val;
// Type: объявление найдено в cplusplus_primer
int func(Type t) {
double val; // скрывает MatrixLib::val
val = ...;
}
// ...
}
}
Если некоторая сущность объявляется во вложенном пространстве имен, она скрывает объявление одноименной сущности из объемлющего пространства.
В предыдущем примере имя Type из глобальной области видимости скрыто объявлением Type в пространстве cplusplus_primer. При разрешении имени Type, упоминаемого в MatrixLib, оно будет найдено в cplusplus_primer, поэтому у функции func() параметр имеет тип int.
Аналогично сущность, объявленная в пространстве имен, скрывается одноименной сущностью из вложенной локальной области видимости. В предыдущем примере имя val из MatrixLib скрыто новым объявлением val. При разрешении имени val внутри func() будет найдено его объявление в локальной области видимости, и потому присваивание в func() относится именно к локальной переменной.