Статический вызов виртуальной функции
Вызывая виртуальную функцию с помощью оператора разрешения области видимости класса, мы отменяем механизм виртуализации и разрешаем вызов статически, на этапе компиляции. Предположим, что мы определили виртуальную функцию isA() в базовом и каждом из производных классов иерархии Query:
Query *pquery = new NameQuery( "dumbo" );
// isA() вызывается динамически с помощью механизма виртуализации
// реально будет вызвана NameQuery::isA()
pquery->isA();
// isA вызывается статически во время компиляции
// реально будет вызвана Query::isA
pquery->Query::isA();
Тогда явный вызов Query::isA() разрешается на этапе компиляции в пользу реализации isA() в базовом классе Query, хотя pquery адресует объект NameQuery.
Зачем нужно отменять механизм виртуализации? Как правило, ради эффективности. В теле виртуальной функции производного класса часто необходимо вызвать реализацию из базового, чтобы завершить операцию, расщепленную между базовым и производным классами. К примеру, вполне вероятно, что виртуальная функция display() из Camera выводит некоторую информацию, общую для всех камер, а реализация display() в классе PerspectiveCamera сообщает информацию, специфичную только для перспективных камер. Вместо того чтобы дублировать в ней действия, общие для всех камер, можно вызвать реализацию из класса Camera. Мы точно знаем, какая именно реализация нам нужна, поэтому нет нужды прибегать к механизму виртуализации. Более того, реализация в Camera объявлена встроенной, так что разрешение во время компиляции приводит к подстановке по месту вызова.
Приведем еще один пример, когда отмена механизма виртуализации может оказаться полезной, а заодно познакомимся с неким аспектом чисто виртуальных функций, который начинающим программистам кажется противоречащим интуиции.
Реализации функции print() в классах AndQuery и OrQuery совпадают во всем, кроме литеральной строки, представляющей название оператора. Реализуем только одну функцию, которую можно вызывать из данных классов. Для этого мы снова определим абстрактный базовый BinaryQuery (его наследники – AndQuery и OrQuery). В нем определены два операнда и еще один член типа string для хранения значения оператора. Поскольку это абстрактный класс, объявим print() чисто виртуальной функцией:
class BinaryQuery : public Query {
public:
BinaryQuery( Query *lop, Query *rop, string oper )
: _lop(lop), _rop(rop), _oper(oper) {}
~BinaryQuery() { delete _lop; delete _rop; }
ostream &print( ostream&=cout, ) const = 0;
protected:
Query *_lop;
Query *_rop;
string _oper;
};
Вот как реализована в BinaryQuery функция print(), которая будет вызываться из производных классов AndQuery и OrQuery:
inline ostream&
BinaryQuery::
print( ostream &os ) const
{
if ( _lparen )
print_lparen( _lparen, os );
_lop->print( os );
os << ' ' << _oper << ' ';
_rop->print( os );
if ( _rparen )
print_rparen( _rparen, os );
return os;
}
Похоже, мы попали в парадоксальную ситуацию. С одной стороны, необходимо объявить этот экземпляр print() как чисто виртуальную функцию, чтобы компилятор воспринимал BinaryQuery как абстрактный базовый класс. Тогда в приложении определить независимые объекты BinaryQuery будет невозможно.
С другой стороны, нужно определить в классе BinaryQuery виртуальную функцию print() и уметь вызывать ее через объекты AndQuery и OrQuery.
Но как часто бывает с кажущимися парадоксами, мы не учли одного обстоятельства: чисто виртуальную функцию нельзя вызывать с помощью механизма виртуализации, но можно вызывать статически:
inline ostream&
AndQuery::
print( ostream &os ) const
{
// правильно: подавить механизм виртуализации
// вызвать BinaryQuery::print статически
BinaryQuery::print( os );
}