С++ для начинающих

       

Статические члены класса


Иногда нужно, чтобы все объекты некоторого класса имели доступ к единственному глобальному объекту. Допустим, необходимо подсчитать, сколько их было создано; глобальным может быть указатель на процедуру обработки ошибок для класса или, скажем, указатель на свободную память для его объектов. В подобных случаях более эффективно иметь один глобальный объект, используемый всеми объектами класса, чем отдельные члены в каждом объекте. Хотя такой объект является глобальным, он существует лишь для поддержки реализации абстракции класса.

В этой ситуации приемлемым решением является статический член класса, который ведет себя как глобальный объект, принадлежащий своему классу. В отличие от других членов, которые присутствуют в каждом объекте как отдельные элементы данных, статический член существует в единственном экземпляре и связан с самим типом, а не с конкретным его объектом. Это разделяемая сущность, доступная всем объектам одного класса.

По сравнению с глобальным объектом у статического члена есть следующие преимущества:

  • статический член не находится в глобальном пространстве имен программы, следовательно, уменьшается вероятность случайного конфликта имен с другими глобальными объектами;
  • остается возможность сокрытия информации, так как статический член может быть закрытым, а глобальный объект – никогда.
  • Чтобы сделать член статическим, надо поместить в начале его объявления в теле класса ключевое слово static. К ним применимы все правила доступа к открытым, закрытым и защищенным членам. Например, для определенного ниже класса Account член _interestRate объявлен как закрытый и статический типа double:

    class Account {                  // расчетный счет

       Account( double amount, const string &owner );

       string owner() { return _owner; }

    private:

       static double _interestRate;  // процентная ставка

       double        _amount;        // сумма на счету

       string        _owner;         // владелец

    };

    Почему _interestRate сделан статическим, а _amount и _owner нет? Потому что у всех счетов разные владельцы и суммы, но процентная ставка одинакова. Следовательно, объявление члена _interestRate статическим уменьшает объем памяти, необходимый для хранения объекта Account.


    Хотя текущее значение _interestRate для всех счетов одинаково, но со временем оно может изменяться. Поэтому мы решили не объявлять этот член как const. Достаточно модифицировать его лишь один раз, и с этого момента все объекты Account будут видеть новое значение. Если бы у каждого объекта была собственная копия, то пришлось бы обновить их все, что неэффективно и является потенциальным источником ошибок.

    В общем случае статический член инициализируется вне определения класса. Его имя во внешнем определении должно быть специфицировано именем класса. Вот так можно инициализировать _interestRate:

    // явная инициализация статического члена класса

    #include "account.h"

    double Account::_interestRate = 0.0589;

    В программе может быть только одно определение статического члена. Это означает, что инициализацию таких членов следует помещать не в заголовочные файлы, а туда, где находятся определения невстроенных функций-членов класса.

    В объявлении статического члена можно указать любой тип. Это могут быть константные объекты, массивы, объекты классов и т.д. Например:

    #include <string>

    class Account {

       // ...

    private:

       static const string name;

    };

    const string Account::name( "Savings Account" );

    Константный статический член целого типа инициализируется константой внутри тела класса: это особый случай. Если бы для хранения названия счета мы решили использовать массив символов вместо строки, то его размер можно было бы задать с помощью константного члена типа int:

    // заголовочный файл

    class Account {

       //...

    private:

       static const int nameSize = 16;

       static const string name[nameSize];

    };

    // исходный файл

    const string Account::nameSize;   // необходимо определение члена

    const string Account::name[nameSize] = "Savings Account";

    Отметим, что константный статический член целого типа, инициализированный константой, – это константное выражение. Проектировщик может объявить такой статический член, если внутри тела класса возникает необходимость в именованной константе. Например, поскольку константный статический член nameSize является константным выражением, проектировщик использует его для задания размера члена-массива с именем name.



    Даже если такой член инициализируется в теле класса, его все равно необходимо задать вне определения класса. Однако поскольку начальное значение уже задано в объявлении, то при определении оно не указывается.

    Так как name – это массив (и не целого типа), его нельзя инициализировать в теле класса. Попытка поступить таким образом приведет к ошибке компиляции:

    class Account {

       //...

    private:

       static const int nameSize = 16;   // правильно: целый тип

       static const string name[nameSize] = "Savings Account";  // ошибка

    };

    Член name должен быть инициализирован вне определения класса.

    Обратите внимание, что член nameSize задает размер массива name в определении, находящемся вне тела класса:

    const string Account::name[nameSize] = "Savings Account";

    nameSize не квалифицирован именем класса Account. И хотя это закрытый член, определение name не приводит к ошибке. Как такое может быть? Определение статического члена аналогично определению функции-члена класса, которое может ссылаться на закрытые члены. Определение статического члена name находится в области видимости класса и может ссылаться на закрытые члены, после того как распознано квалифицированное имя Account::name. (Подробнее об области видимости класса мы поговорим в разделе 13.9.)

    Статический член класса доступен функции-члену того же класса и без использования соответствующих операторов:

    inline double Account::dailyReturn()

    {

       return( _interestRate / 365 * _amount );

    }

    Что же касается функций, не являющихся членами класса, то они могут обращаться к статическому члену двумя способами. Во-первых, посредством операторов доступа:

    class Account {

       // ...

    private:

       friend int compareRevenue( Account&, Account* );

       // остальное без изменения

    };

    // мы используем ссылочный и указательный параметры,

    // чтобы проиллюстрировать оба оператора доступа

    int compareRevenue( Account &ac1, Account *ac2 );

    {

       double ret1, ret2;

       ret1 = ac1._interestRate * ac1._amount;



       ret2 = ac2->_interestRate * ac2->_amount;

       // ...

    }

    Как ac1._interestRate, так и ac2->_interestRate относятся к статическому члену Account::_interestRate.

    Поскольку есть лишь одна копия статического члена класса, до нее необязательно добираться через объект или указатель. Другой способ заключается в том, чтобы обратиться к статическому члену напрямую, квалифицировав его имя именем класса:

    // доступ к статическому члену с указанием квалифицированного имени

    if ( Account::_interestRate < 0.05 )

    Если обращение к статическому члену производится без помощи оператора доступа, то его имя следует квалифицировать именем класса, за которым следует оператор разрешения области видимости:

    Account::

    Это необходимо, поскольку такой член не является глобальным объектом, а значит, в глобальной области видимости отсутствует. Следующее определение дружественной функции compareRevenue эквивалентно приведенному выше:

    int compareRevenue( Account &ac1, Account *ac2 );

    {

       double ret1, ret2;

       ret1 = Account::_interestRate * ac1._amount;

       ret2 = Account::_interestRate * ac2->_amount;

       // ...

    }

    Уникальная особенность статического члена – то, что он существует независимо от объектов класса, – позволяет использовать его такими способами, которые для нестатических членов недопустимы.

    • статический член может принадлежать к типу того же класса, членом которого он является. Нестатические объявляются лишь как указатели или ссылки на объект своего класса:


    • class Bar {

      public:

         // ...

      private:

         static Bar mem1;   // правильно

         Bar *mem2;         // правильно

         Bar mem3;          // ошибка

      };

      • статический член может выступать в роли аргумента по умолчанию для функции-члена класса, а для нестатического это запрещено:


      • extern int var;

        class Foo {

        private:

           int var;

           static int stcvar;

        public:

           // ошибка: трактуется как Foo::var,

           // но ассоциированного объекта класса не существует

           int mem1( int = var );

           // правильно: трактуется как static Foo::stcvar,

           // ассоциированный объект и не нужен

           int mem2( int = stcvar );

           // правильно: трактуется как глобальная переменная var

           int mem3( int = :: var );

        };


        Содержание раздела