Список литературы
Следующие работы либо оказали большое влияние на написание данной книги, либо представляют ценный материал по С++, который мы рекомендуем читателю.
[BOOCH94] Booch, Grady, Object-Oriented Analysis and Design, Benjamin/Cummings. Redwood City, CA (1994) ISBN 0-8053-5340-2.
[GAMMA95] Gamma, Erich, Richard Helm, Ralph Johnson, and John Vlissides, Design Patterns, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1995) ISBN 0-201-63361-2.
[GHEZZI97] Ghezzi, Carlo, and Mehdi Jazayeri, Programming Language Concepts, 3rd Edition, John Wiley and Sons, New York, NY (1997) ISBN 0-471-10426-4.
[HARBISON88] Samuel P. Harbison and Guy L. Steele, Jr., C: A Reference Manual, 3rd Edition, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ (1988) ISBN 0-13-110933-2.
[ISO-C++97] Draft Proposed International Standard for Information Systems — Programming Language C++ – Final Draft (FDIS) 14882.
[KERNIGHAN88] Kernighan, Brian W.I. and Dennis M. Ritchie, The C Programming Language, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ (1988) ISBN 0-13-110362-8.
[KOENIG97] Koenig, Andrew, and Barbara Moo, Ruminations on C++, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1997) ISBN 0-201-42339-1.
[LIPPMAN91] Lippman, Stanley, C++ Primer, 2nd Edition, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1991) ISBN 0-201-54848-8.
[LIPPMAN96a] Lippman, Stanley, Inside the C++ Object Model, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1996) ISBN 0-201-83454-5.
[LIPPMAN96b] Lippman, Stanley, Editor, C++ Gems, a SIGS Books imprint, Cambridge University Press, Cambridge, England (1996) ISBN 0-13570581-9.
[MEYERS98] Movers, Scott, Effective C++, 2nd Edition, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1998) ISBN 0-201-92488-9.
[MEYERS96] Meyers, Scott, More Effective C++, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1996) ISBN 0-201-63371-X.
[MURRAY93] Murray Robert B., C++ Strategies and Tactics, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1993) ISBN 0-201-56382-7.
[MUSSER96] Musser, David R., and Atui Saint, STL Tutorial and Reference Guide, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1996) ISBN 0-201-63398-1.
[NACKMAN94] Barton, John J., and Lee R. Nackman, Scientific and Engineering C++, An Introduction with Advanced Techniques and Examples, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1994) ISBN 0-201-53393-6.
[NEIDER93] Neider, Jackie, Tom Davis, and Mason Woo, OpenGL Programming Guide, Addison Wesley Inc., Reading, MA (1993) ISBN 0-201-63274-8.
[PERSON68] Person, Russell V., Essentials of Mathematics, 2nd Edition, John Wiley & Sons, Inc., New York, NY (1968) ISBN 0-132-84191-6.
[PLAUGER92] Plauger, P.J., The Standard C Library, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ (1992) ISBN 0-13-131509-9.
[SEDGEWICK88] Sedgewick, Robert, Algorithms, 2nd Edition, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1988) ISBN 0-201-06673-4.
[SHAMPINE97] Shampine, L.E, R.C. Alien, Jr., and S. Pruess, Fundamentals of Numerical Computing, John Wiley & Sons, Inc., New York, NY (1997) ISBN 0-471-16363-5.
[STROUSTRUP94] Stroustrup, Bjarne, The Design and Evolution of C++, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1994) ISBN 0-201-54330-3.
[STROUSTRUP97] Stroustrup, Bjarne, The C++ Programming Language, 3rd Edition, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1997) ISBN 0-201-88954-4.
[UPSTILL90] Upstill, Steve, The RenderMan Companion, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1990) ISBN 0-201-50868-0.
[WERNECKE94] Wernecke, Josie, The Inventor Mentor, Addison Wesley Longman, Inc., Reading, MA (1994) ISBN 0-201-62495-8.
[YOUNG95] Young, Douglas A., Object-Oriented Programming with C++ and OSF/ Motif, 2nd Edition, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ (1995) ISBN 0-132-09255-7.
Часть I
Краткий обзор языка C++
Программы, которые мы пишем, имеют два основных аспекта:
- набор алгоритмов;
- набор данных, которыми оперируют.
Эти два аспекта оставались неизменными за всю недолгую историю программирования, зато отношения между ними (парадигма программирования) менялись. .
В процедурной парадигме программирования задача непосредственно моделируется набором алгоритмов. Возьмем, к примеру, систему выдачи книг в библиотеке. В ней реализуются две главные процедуры: процедура выдачи книг и процедура приема книг. Данные хранятся отдельно и передаются этим процедурам как параметры. К наиболее известным процедурным языкам программирования относятся FORTRAN, C и Pascal. С++ также поддерживает процедурное программирование. Отдельные процедуры носят в этом языке название функций. В части III рассматривается поддержка, предоставляемая в С++ процедурной парадигме программирования: функции, шаблоны функций, обобщенные алгоритмы.
В 70- е годы процедурную парадигму стала вытеснять парадигма абстрактных типов данных
(теперь чаще называемая объектным подходом). В рамках этой парадигмы задача моделируется набором абстракций данных. В С++ эти абстракции получили название классов. Наша библиотечная система могла бы быть представлена как взаимоотношения объектов различных классов, представляющих книги, читателей, даты возврата и т.п. Алгоритмы, реализуемые каждым классом, называются открытым интерфейсом класса. Данные “скрыты” внутри объектов класса. Парадигму абстрактных типов данных поддерживают такие языки, как CLU, Ada и Modula-2. В части IV обсуждаются вопросы поддержки этой парадигмы языком С++.
Объектно-ориентированное программирование расширяет парадигму абстрактных типов данных механизмом наследования
(повторного использования существующих объектов) и динамического связывания
(повторного использования существующих интерфейсов). Вводятся отношения тип-подтип. Книга, видеокассета, компакт-диск – все они хранятся в библиотеке, и поэтому могут быть названы подтипами (или подклассами) одного родительского типа, представляющего то, что может храниться в библиотеке. Хотя каждый из классов способен реализовывать свой собственный алгоритм выдачи и возврата, открытый интерфейс для них одинаков. Три наиболее известных языка, поддерживающие объектно-ориентированный подход, – это Simula, Smalltalk и Java. В части V рассматриваются вопросы поддержки парадигмы объектно-ориентированного программирования в С++.
Хотя мы и считаем С++ в основном объектно-ориентированным языком, он поддерживает и процедурную, и объектную парадигму. Преимущество такого подхода в том, что для каждого конкретного случая можно выбрать наилучшее решение. Однако есть и обратная сторона медали: С++ является достаточно громоздким и сложным языком.
В части I мы “пробежимся” по всем основным аспектам С++. Одна из причин такого краткого обзора – желание дать читателю представление об основных возможностях языка, чтобы затем приводить достаточно содержательные примеры. Скажем, мы не будем рассматривать в деталях понятие класса вплоть до главы 13, однако без упоминания о нем наши примеры оказались бы неинтересными и надуманными.
Другая причина такого поверхностного, но широкого обзора – эстетическая. Если вы еще не оценили красоту и сложность сонаты Бетховена или живость регтайма Джоплина, вам будет безумно скучно разбираться в отдельных деталях вроде диезов, бемолей, октав и аккордов. Однако, не овладев ими, вы не научитесь музыке. Во многом это справедливо и для программирования. Разбираться в путанице приоритетов операций или правил приведения типов скучно, но совершенно необходимо для овладения С++.
В главе 1 представлены базовые элементы языка: встроенные типы данных, переменные, выражения, инструкции (statements) и функции. Мы увидим минимальную законченную С++ программу, обсудим вопросы компиляции, коснемся препроцессора и поддержки ввода/вывода.
В главе 2 мы реализуем абстракцию массива – процедурно, объектно, и объектно-ориентированно. Мы сравним нашу реализацию с реализацией, предоставляемой стандартной библиотекой С++, и познакомимся с набором обобщенных алгоритмов стандартной библиотеки. Мы коснемся и таких вещей, как шаблоны, исключения и пространства имен. Фактически, мы представим все особенности языка С++, хотя обсуждение деталей отложим до следующих глав.
Возможно, некоторые читатели сочтут главу 2 трудной для понимания. Материал представляется без подробного объяснения, даются ссылки на последующие разделы. Мы рекомендуем таким читателям не углубляться в эту главу, пропустить ее вовсе или прочитать по диагонали. В главе 3 материал излагается в более традиционной манере. После этого можно будет вернуться к главе 2.