Использование пространства имен
Предположим, что мы хотим предоставить в общее пользование наш класс Array, разработанный в предыдущих примерах. Однако не мы одни занимались этой проблемой; возможно, кем-то где-то, скажем, в одном из подразделений компании Intel был создан одноименный класс. Из-за того что имена этих классов совпадают, потенциальные пользователи не могут задействовать оба класса одновременно, они должны выбрать один из них. Эта проблема решается добавлением к имени класса некоторой строки, идентифицирующей его разработчиков, скажем,
class Cplusplus_Primer_Third_Edition_Array { ... };
Конечно, это тоже не гарантирует уникальность имени, но с большой вероятностью избавит пользователя от данной проблемы. Как, однако, неудобно пользоваться столь длинными именами!
Стандарт С++ предлагает для решения проблемы совпадения имен механизм, называемый пространством имен. Каждый производитель программного обеспечения может заключить свои классы, функции и другие объекты в свое собственное пространство имен. Вот как выглядит, например, объявление нашего класса Array:
namespace Cplusplus_Primer_3E {
template <class elemType> class Array { ... };
}
Ключевое слово namespace задает пространство имен, определяющее видимость нашего класса и названное в данном случае Cplusplus_Primer_3E. Предположим, что у нас есть классы от других разработчиков, помещенные в другие пространства имен:
namespace IBM_Canada_Laboratory {
template <class elemType> class Array { ... };
class Matrix { ... };
}
namespace Disney_Feature_Animation {
class Point { ... };
template <class elemType> class Array { ... };
}
По умолчанию в программе видны объекты, объявленные без явного указания пространства имен; они относятся к глобальному пространству имен. Для того чтобы обратиться к объекту из другого пространства, нужно использовать его квалифицированное имя, которое состоит из идентификатора пространства имен и идентификатора объекта, разделенных оператором разрешения области видимости (::). Вот как выглядят обращения к объектам приведенных выше примеров:
Cplusplus_Primer_3E::Array<string> text;
IBM_Canada_Laboratory::Matrix mat;
Disney_Feature_Animation::Point origin(5000,5000);
Для удобства использования можно назначать псевдонимы пространствам имен. Псевдоним выбирают коротким и легким для запоминания. Например:
// псевдонимы
namespace LIB = IBM_Canada_Laboratory;
namespace DFA = Disney_Feature_Animation;
int main()
{
LIB::Array<int> ia(1024);
}
Псевдонимы употребляются и для того, чтобы скрыть использование пространств имен. Заменив псевдоним, мы можем сменить набор задействованных функций и классов, причем во всем остальном код программы останется таким же. Исправив только одну строчку в приведенном выше примере, мы получим определение уже совсем другого массива:
namespace LIB = Cplusplus_Primer_3E;
int main()
{
LIB::Array<int> ia(1024);
}
Конечно, чтобы это стало возможным, необходимо точное совпадение интерфейсов классов и функций, объявленных в этих пространствах имен. Представим, что класс Array из Disney_Feature_Animation не имеет конструктора с одним параметром – размером. Тогда следующий код вызовет ошибку:
namespace LIB = Disney_Feature_Animation;
int main()
{
LIB::Array<int> ia(1024);
}
Еще более удобным является способ использования простого, неквалифицированного имени для обращения к объектам, определенным в некотором пространстве имен. Для этого существует директива using:
#include "IBM_Canada_Laboratory.h"
using namespace IBM_Canada_Laboratory;
int main()
{
// IBM_Canada_Laboratory::Matrix
Matrix mat(4,4);
// IBM_Canada_Laboratory::Array
Array<int> ia(1024);
// ...
}
Пространство имен IBM_Canada_Laboratory становится видимым в программе. Можно сделать видимым не все пространство, а отдельные имена внутри него (селективная директива using):
#include "IBM_Canada_Laboratory.h"
using namespace IBM_Canada_Laboratory::Matrix;
// видимым становится только Matrix
int main()
{
// IBM_Canada_Laboratory::Matrix
Matrix mat(4,4);
// Ошибка: IBM_Canada_Laboratory::Array невидим
Array<int> ia(1024);
// ...
}
Как мы уже упоминали, все компоненты стандартной библиотеки С++ объявлены внутри пространства имен std. Поэтому простого включения заголовочного файла недостаточно, чтобы напрямую пользоваться стандартными функциями и классами:
#include <string>
// ошибка: string невидим
string current_chapter = "Обзор С++";
Необходимо использовать директиву using:
#include <string>
using namespace std;
// Ok: видим string
string current_chapter = "Обзор С++";
Заметим, однако, что таким образом мы возвращаемся к проблеме “засорения” глобального пространства имен, ради решения которой и был создан механизм именованных пространств. Поэтому лучше использовать либо квалифицированное имя:
#include <string>
// правильно: квалифицированное имя
std::string current_chapter = "Обзор С++";
либо селективную директиву using:
#include <string>
using namespace std::string;
// Ok: string видим
string current_chapter = "Обзор С++";
Мы рекомендуем пользоваться последним способом.
В большинстве примеров этой книги директивы пространств имен были опущены. Это сделано ради сокращения размера кода, а также потому, что большинство примеров были скомпилированы компилятором, не поддерживающим пространства имен – достаточно недавнего нововведения С++. (Детали применения using-объявлений при работе с стандартной библиотекой С++ обсуждаются в разделе 8.6.)
В нижеследующих главах мы создадим еще четыре класса: String, Stack, List и модификацию Stack. Все они будут заключены в одно пространство имен – Cplusplus_Primer_3E. (Более подробно работа с пространствами имен рассматривается в главе 8.)
Упражнение 2.21
Дано пространство имен
namespace Exercize {
template <class elemType>
class Array { ... };
template <class EType>
void print (Array< EType > );
class String { ... }
template <class ListType>
class List { ... };
}
и текст программы:
int main() {
const int size = 1024;
Array<String> as (size);
List<int> il (size);
// ...
Array<String> *pas = new Array<String>(as);
List<int> *pil = new List<int>(il);
print (*pas);
}
Программа не компилируется, поскольку объявления используемых классов заключены в пространство имен Exercise. Модифицируйте код программы, используя
(a) квалифицированные имена
(b) селективную директиву using
(c) механизм псевдонимов
(d) директиву using